В зимние дни и вечера мастер-умелец Алексей Жудин делает мини-снегоходы

 

Крещение + Алексей Жудин 031

Жудина Алексея Михайловича в селе Большой Куяш знают как мастера на все руки. Его техническое творчество известно не только в пределах поселения, района, но и во всей области и даже за ее пределами, благодаря статьям в газетах («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда») и Интернету.

И сегодня мы беседуем с Алексеем Михайловичем в его мастерской, что расположена рядом с домом. Мастерская достаточно большая, метров пять на шесть. Потолок невысокий, отопление в мастерской печное. Тут есть все. А. Жудин «универсальный боец», владеющий многими умениями, такими необходимыми в техническом творчестве: он – сварщик, токарь, слесарь, столяр и плотник. Ну, а так, как сам он еще и профессиональный водитель, то и моторист, и автоэлектрик.
Родом Алексей с юга Челябинской области – села Варна. Его отец Михаил Петрович – профессиональный водитель. Вся его трудовая деятельность была связана с сельским хозяйством, где он трудился в совхозе. «Отец у меня был мужик мастеровой, всю работу по дому и хозяйству выполнял сам» — говорит Алексей.

Все началось с велосипедов

«А как вы начали заниматься техническим творчеством?» — спрашиваю местного левшу.
— Подтолкнул к этому, конечно, отец. Он с самого раннего возраста, как и всех деревенских подростков, приучал меня к труду и технике. Давал порулить своей грузовой машиной. Меня это тогда очень впечатляло, огромная, по детским меркам машина, которой я сам управляю. А творчество мое началось с обычных велосипедов. Рядом был «Вторчермет» (сегодня это пункты приемы металлолома), откуда я натаскал велосипедных колес, потом кто-то дал раму и т.д. Вскоре я собрал велосипед. Точно, не могу сказать когда, но это было в начальных классах. Далее увлекался мопедами, мотоциклами. Однажды, из различных запасных частей, собрал мопед, названия его уже не помню, похоже это был ЛЗМ (Львовский завод мотоциклов). Он был громоздким и тяжелым. Собрав его, оставил на дворе, решив: «Заведу завтра», так как было уже поздно. Наутро обнаружилось, что мой мопед украли. Огорчению не было предела, мопед, так и не нашли.
«Делай свою работу добросовестно и аккуратно, не торопись» — так учил отец Алексея. Но куда там молодому, всегда хотелось быстрее. «Сегодня, с высоты опыта и возраста, я понимаю, что отец был многократно прав»- делится мыслями Алексей Жудин. Теперь делать все стараюсь аккуратно и качественно.
Так, из умелых рук мастера, вышли в свет технические помощники по хозяйству – пикап из старого 403 «Москвича» и полноприводный мини-вездеход, «слепленный из того, что было» — эту машину можно назвать и мини-трактором. В народе этот мини-вездеход прозвали «Чебурашкой», с легкой руки внучки умельца – Полины. У него 40-сильный двигатель от «Запорожца», переделанная кабина от «Луаза», укороченный капот от «Москвича», фары от мотоцикла «Урал». Получилось функциональное транспортное средство, к которому Алексей прикрепил лопату и чистит снег во дворе, перед домом. К фаркопу можно цеплять прицеп и возить все что угодно. Смастерил А. Жудин и совсем маленький мини-трактор, чтобы пахать, окучивать картофель в огороде. «Но к нему нужен более экономичный и менее тяжелый двигатель, — продолжает рассказывать Алексей Михайлович. Сначала я пробовал ставить мотор от мотоцикла «Урал», сейчас планирую поставить экономичный и легкий «Лифан» от мотоплуга в 6,5 лошадиных сил. Инструмент копил годами. В творческой технической мастерской Алексея Жудина полный «джентельменский набор». «Инструмент коплю годами» — говорит мастер-умелец. Конечно, по необходимости покупаю, что требуется для конкретной работы. Заметив на одном из его верстаков учебный токарный станок, спрашиваю, как этот станок советских времен попал к нему? «Этому станку лет 30» — отвечает левша. А приобрел его случайно. После армии работал водителем в хозяйстве, дело было еще на моей малой родине – селе Варна. И вот узнаю, что мой сосед, Петрович, учитель труда, когда-то учивший и меня, продает списанный токарный станок. Трудовик любил выпить, иногда уходил в запой. И вот он предлагает мне: «Отдам станок за 6 бутылок водки». А тогда в разгаре «сухой горбачевский закон», достать «жидкую валюту» было очень сложно. Подсуетился, благо знакомый с соседней улицы готовился к свадьбе, после уговоров — выручил. Вот так этот списанный станок, уже не один десяток лет служит Алексею. У мастера есть и другие станки — сверлильный, точильный, а также сварочный аппарат, самодельная передвижная кузница и многое другое для работы с металлом, деревом, пластиком.
Есть одна у мастера мечта — это полететь на собственном самолете. В гараже у местного Кулибина стоят два практически готовых самолета. «В детстве, как многие мои друзья, мечтал стать летчиком, правда хотели мы быть и строителями, и космонавтами — размышляет Алексей Михайлович, — мечта и побудила к действию». Высокоплан – главное дело на пути к мечте. Поясним, что высокоплан это тип самолета, у которого крыло крепится к фюзеляжу в верхней половине его сечения (высоко), или даже над ним – высокоплан- парасоль. Говоря простым языком, крыло располагается высоко от земли, что дает свои преимущества. В мастерской висит и готовый винт, который Жудин сделал сам из дощечек, армированных стеклотканью с эпоксидной смолой. Сердце самолета – «пламенный мотор» — от мотоцикла «ИЖ», находится тут же в мастерской. К двигателю умелец приделал редуктор и вал для винта. Но его не устраивает, что двигатель одноцилиндровый и не очень мощный. Нужен другой. «Для многих самодельных самолетов малой авиации используют мотор РМЗ-640 от снегохода «Буран». Ищу его по друзьям-знакомым, через интернет» — продолжает отвечать на вопросы Алексей. Ставил на самолет и движок от мотоцикла «Урал», но он оказался тяжелым (64 кг.)…»
В эту зиму у рыбаков появился спрос на «мотособачек». Это разнообразные мини-снегоходы, мотобуксировщики, которые в народе прозвали «мотособаками». И Алексей Жудин, во время моего визита, как раз трудился над таким мини-снегоходом. Он компактный, модульный, складывается и раскладывается для удобства рыбака, способен буксировать значительный груз. Схему Жудин позаимствовал из интернета. Двигатель — экономичный и легкий «Лифан», на отдельной платформе, гусеница переделана на меньшую, катки от «Бурана». Ему заказали несколько таких мини-снегоходов. А это самый первый. Через несколько дней умелец планирует его закончить и продать, приступив к изготовлению следующей мотособаки.
А вырученные средства, в том числе, пустить на приобретение двигателя к самолету и его достройки.

Правильные пчелы

Семья мастера-умельца живет в Большом Куяше порядка 20 лет. Вместе с супругой они переехали в свое время из Варны, когда не стало родителей Алексея. Трудился он водителем в куяшском хозяйстве, пока оно было живо. Потом десять лет, до 2012 года, работал в электросвязи в куяшской АТС. А сегодня называет себя пчеловодом-любителем. Ведь до пенсии еще далеко, Алексею 53 года. «Пчеловодством занимаюсь давно. А теперь это стало работой» — говорит умелец. У него 20 семей пчел. Жудин и тут применил творческий подход к пчеловодству. Ульи у него легкие обитые ДВП, многоярусные, 15-рамочные. Обычный улей на 12 рамок. Свой ГАЗ-66 Алексей переоборудовал под нужды пасечника. Так что пчеловодство стало его основным занятием наравне с главным – техническим творчеством. Это не только способ кормить семью, но еще и воплощать в жизнь свои задумки.
У Алексея Жудина еще много творческих планов. Вот, к примеру, стоит у него запорошенная снегом «ОКА», из нее мастер-умелец планирует смастерить еще один вездеход, хочет поставить ее на гусеницы. Нужно и самолеты до ума довести. Планов много, вот только времени на все не хватает. Весь теплый сезон придется заниматься пчелами и на «железки» времени будет намного меньше…
Вот так живет и трудится скромный самобытный куяшский умелец Жудин Алексей. У него двое внуков – Егор и Полина. Когда приезжают в гости, они помогают ему по-хозяйству, хоть и учатся еще в начальных классах. Пропадают вместе с ним в дедушкиной мастерской.
П. Соловьев.
Фото автора.

This site is protected by wp-copyrightpro.com

Яндекс.Метрика