Культура танца и песни

_-__2012_149Танец – это искусство исконно народное. Чарующий волшебный мир танцев: лирических и героических, серьезных и шуточных, подражательных и трудовых, сольных и групповых.

Танцы башкир тесно связаны с бытом, жизнедеятельностью человека, с окружающей природой. Мужчина в танце подражает охотнику, всаднику, воину, птицам и зверям. Движения танцующих энергичны, ярки, резки, в танце важны поза, положение тела, головы, рук и ног.

Женщины изображают в танце движения, свойственные при исполнении какого-то вида труда: ткачества и вязания, приготовления блюд. В лирических танцах, конечно, это еще тема любви. В танце женщина, девушка плавна, изящна, гибка. Дробь ее каблуков остается сдержанным, красивым.

В настоящее время районный зритель имеет возможность наслаждаться прекрасным миром танцевального искусства по программам Башкирского спутникового телевидения.

Примерно полвека назад танцы, народная пляска были популярны и у нас. Исполнялись самодеятельными артистами как сольные, так и коллективные танцы. Для местных танцоров характерными оставались четкость и разнообразие дроби, сочетание ритмичности движений плеч, головы. У каждого исполнителя была своя музыка, манера танца. Как и все северяне, в отличие от башкир южных, юго-западных, наши земляки в плясках были умеренными, сдержанными в эмоциях, медлительными в движениях.

А как они красивы истинно народные танцы! Горделива, с прямой осанкой в танце женщина. Мужчина – это огонь, сила, энергия. В их танцах восторг воина, охотника, победителя, радость влюбленного юноши.

Мы помним мастеров танца времен нашей юности, это Хайретдинов Дарвин, Шагеев Мунир, Тагиров Дарвин, Гирфанов Марс и другие из самых различных деревень района. Но сегодня мужской танец среди современных юношей и молодых мужчин большая редкость. Даже можно сказать, что сейчас мужчины в нашем районе уже не исполняют танцы, народные пляски.

Молодое поколение более привычно к обезличенным движениям, диктуемым поп-музыкой. Поэтому молодежь не чувствует музыки, как ее чувствуют танцовщики в классической или народной хореографии.

Слава Всевышнему, что сегодня мы стараемся сохранить хоть народную песню, в том числе башкирский «озон кой». Исполняют протяжные песни наши самодеятельные артисты. Сам же народ перестал петь, как это делали в недалеком прошлом люди. Сегодня нет в деревне звука гармошки, пения на улице, в гостях за столом. Даже свадьбы сейчас обходятся без баяниста, что еще три-четыре десятка лет назад просто представить было невозможно. Уходят песни даже из таких певческих деревень, как Казакбаево, Баязитово, где хорошо пело не только взрослое население, но и дети.

Знаменитый башкирский драматург Азат Абдуллин, пьеса которого «13-й председатель» в перестроечные времена не сходила с театральных подмостков как столичных, так и периферийных городов, утверждает устами своего главного героя, что песня и цветы – это признак процветания жизни. Нет песен, нет цветов – значит, вымирает народ.

А ведь песня всегда была верным спутником человека. В горе и в радости она была рядом с людьми, «помогая строить и жить», поднимая настроение, пробуждая дух, призывая к новым свершениям.

Хорошо хоть в районе жива традиция организации конкурса народной песни «озон кой», проводимого ежегодно управлением культуры в различных сельских поселениях. Надо бы таким же образом пробудить интерес и к танцевальному искусству. Тем более, что в районе работают хореографические коллективы. И неплохо бы совсем было, если бы эти молодежные ансамбли танца из школ искусств, Домов культуры включали бы в свой репертуар танцы нашего края. Этим бы они обогатили программы своих концертов. Ведь немало танцев, созданных на нашей земле, таких как «Карабай», «Ручеек», «Хоровод» и другие, которые уже забываются.

Ж. Вагапова, селькор.

п. Ново-Бурино.

 

 

 

Яндекс.Метрика