Буринская волость

___087

 

Наши края богаты лесами и степями. Достаточно у нас тихих речек, множество озер. А сколько по их берегам было найдено могильных курганов, городищ и мест поселений человека в древности.

Но все преходяще, все подвластно времени. Разрушаются осадками, развеваются ветрами древние курганы, под которыми под несколькими слоями грунта упрятаны тысячелетние городища, исчезают места стоянок наших пращуров.

Не случайно к нашему краю были направлены взоры археологов, исследователей древностей: Сальникова, Толмачева, Епимаховой и др. И в последнее время внимание ученых к нашей земле не ослабевает. В районе, к примеру, в последние годы плодотворно работают историки из Челябинского археологического центра, ЧелГУ, других вузов области и Урала. Несколько лет назад около деревни Казакбаево вела раскопки археологическая экспедиция из Уральского государственного университета, из города Екатеринбурга. Эта бригада археологов была международной, в ней вместе с российскими коллегами работали ученые из Великобритании, Франции и США.

Сейчас довольно сложно находить архивные материалы по истории края. Происходит это и потому, что, к примеру, территория только бывшей Буринской волости, а до этого именуемой Салжиутской,- не раз делилась и перекраивалась между различными административными единицами. Находилась она в составе и Сибирского ханства, и Шадринского уезда Пермской губернии, и Аргаяшского кантона БАССР, а с 1934 года – Кунашакского района Челябинской области.

Сальюты – салжиуты – чалжуиты

Первыми поселенцами в нашем краю в обозримом прошлом было племя башкир – сальютов, имеющих в своих корнях и тюркскую, и монгольскую кровь. В период создания Чингисханом империи монголов сальюты в составе войск Джамухи выступили против покорителя половины мира. Но были разгромлены и бежали на запад: на Алтай, Урал, в Среднюю Азию. По западным отрогам Уральских гор сальюты, осваивая новые для них земли, поднялись в долины рек Чусовая и Сылва (территория современных Пермского края и Свердловской области). В этих края они оставили топонимы: Шарташ, Арамиль, Балтым, Билимбай и др.

В 13-14 веках сальюты уже по восточному склону Урала спустились вниз к берегам рек: Синара, Караболка, Теча, озер: Маян, Кумкуль, Айдыкуль. Выбирая удобные и безопасные для жизни места, они именовали себя: «Люди из рода буре». Основную свою стоянку назвали также Буре – Бурино. И если учесть, что сальюты древнемонгольского происхождения, то это многое объясняет. Ведь по эпосу «Сокровенное сказание» монголы своими прародителями видят Борте Чино (Серого Волка) и Алан Гоа (Трепетную Лань).

Для переселенцев в наших краях свободных земель для кочевого скотоводства было много. Молодые поселялись рядом с отцовскими владениями, называя свои деревни также, как и старые поселения, но с приставками Малое, Новое и т. д. Так, в Салжиутской волости было основано не менее двух десятков деревень.

В 60-х годах в нашем районе побывала фольклорная экспедиция, которую возглавил писатель Кирей Марган (г.Уфа). Ученые-лингвисты изучали местный говор, обычаи, традиции, записывали песни, поговорки и т. д. Так, в деревне Кунакбаево одна бабушка напела песню «18 сальютских деревень боятся одного Салихьяна». Кто был тот грозный Салихьян, сегодня, видимо, никто ужу не ответит.

А еще в 1928 году другой экспедицией была записана героическая песня «О Сукан-батыре» от жителя деревни Арыково Янмурзина Аскара. В ней рассказывается о событиях, что происходили в 16 веке: «И когда на край сальютов, что богат был табунами, чтобы угнать их, напали воины Кучума-хана». Против завоевателей поднялся народ во главе с Сукан-батыром, что был родом из деревни Терсяк.

Почти одновременно с сальютами переселились в наши места катайские племена. Чуть их позже пришли терсяки и сынгряне. В свою очередь их поселения объединились в волости по названию племени: Катайская, Оло-Катайская, Сынгрянская, Терсятская и др. Все племена вели кочевой образ жизни. Вместо домов у них были легкие, разборные юрты. Переходя со временем на оседлость, стали строить вначале простые жилища-полуземлянки. Позже начали ставить срубные дома. Деревни возглавляли старейшины, богатые, авторитетные люди.

В «Чертежной книге Сибири» С.Ремезова (1690-1701) указаны пределы территории, занятые сальютами по берегам рек Теча, Синара, Караболка – вплоть до Тобола. В 1730 году бургомистр Кунгура Юхнеев писал в С.-Петербург, в правительство: «…Салжиутская волость – 138 дворов, 414 душ мужского пола, которые могут воевать».

Хотя на территории были разные волости по названию племен башкир: Катайская, Сынгрянская, Терсятская, Салжиутская и т. д.,- ни одна не имела население чистое по племенному составу. Народ перемешивался в результате браков, переселений и т. д. Поэтому это было одной из причин переименования волостей по названию крупных населенных пунктов на их территории. Так, появились Теченская (Муслюмовская), Карабольская, Усть-Багарякская, Кунакбаевская, Кульмяковская, Тюляковская, Байбускаровская и Буринская волости.

При Советской власти многие из них сохранились как сельсоветы. А Буринская волость дала название одноименному району (в 1946-56 годах), совхозу «Бурино», поселку Ново-Бурино, Буринскому сельскому Совету и Буринской средней школе и т. д.

Башкиры-воины

«Народ башкирский – многочисленный и военный»,- писал царю Петру I Казанский губернатор Апраксин. Башкирские воины-казаки охраняли юго-восточные границы Российской империи от набегов киргиз-кайсаков (казахов). Граница по рекам Иртыш и Уй тянулась на тысячи километров.

Башкиры, как отличные воины, с детства получавшие закалку и суровое воспитание степняков, постоянно принимали участие в турнирах по стрельбе, борьбе и скачкам. С петровских времен башкирские полки привлекались к участию в войнах, которые вела Россия. Башкиры, к примеру, были участниками Азовского похода Петра I и других кампаний.

Воевали башкиры и в Отечественной войне 1812 года. В Башкортостане по всем кантонам создавались кавалерийские полки по 500 воинов в каждом. В Салжиутской волости был сформирован 19-й башкирский полк, который в числе других с триумфом вошел в Париж в 1814 году. Многие наши земляки тогда были отмечены орденами и медалями, присвоением офицерских (казачьих) чинов, дворянских титулов.

Перепись населения

В конце 18 века началась ревизская перепись населения с генеральным размежеванием, определявшим границы владений частных лиц и казенного фонда. К акту VI ревизии 1722-1834 годов были приложены сведения о количестве и качестве земли, о числе душ, о почве, о лесах, реках и озерах, рыбах и зверях, об ископаемых богатствах, о занятости населения, о повинностях, о ярмарках и т. д.

К концу 18 века (1798-1863) была введена кантональная система управления краем. По ней башкиры переводились в военно-казачье сословие. Этим народ был поставлен под контроль по военной службе, быту, хозяйственной жизни.

По акту VI ревизии взяты на учет все населенные пункты Буринской волости. При этом дата регистрации деревень по переписи еще не дата их основания. До этого многие деревни уже имели не одну сотню лет своей истории. В 1772 году в акт переписи вошли Казакбаево и Кубагушево, Иксаново и Махмутово, Халитово и Алифкулово, Кызылово. В 1776 году – Баязитово и Бурино, Бараково и Султанаево, Байбускарово и Иркабаево, в 1795 г. – Кунакбаево и Кунашак, Мосеево, Серкино и Мурино. Названия деревень объясняются принадлежностью или отношением к старшинам, старостам или тарханам, стоящим во главе сельской общины.

В исотрию вошли их имена: Терегула Казакбаева, старшины деревни Казакбаево; Аязбая Кызылова, сотника деревни Кызылово; Баязита Махмутова, старшины деревни Махмутово, участника Пугачевского восстания; Габдуллы Буринова, юртового старшины деревни Бурино; Ашаяна Кунакбаева, старшины деревни Кунакбаево; Баязита Максютова, старшины деревни Баязитово, пугачевца; Барака Аблаева, сотника деревни Бараково; Абдулхалика и Абдулкарима Мансуровых, сотника и старосты деревни Мансурово; Халита Темирова, старосты деревни Халитово и других.

По кантональной системе и по указу царя с 1806 года запрещалась кочевая жизнь, передвижение внутри и за пределами губернии, запрещались и народные собрания. Началось строительство аулов по планам. При этом вне закона были объявлены хутора и мелкие поселения.

В 1840-60 годах вновь была проведена перепись, и вот какую картину представляла Буринская волость. Данные взяты выборочно. В д. Бурино на 62 двора приходилось 300 десятин посевов зерновых культур, 800 голов лошадей и 900 голов крупного рогатого скота; в д. Кунакбаево на 50 дворов – 300 десятин пашни, 1600 лошадей, 2000 голов скота; д. Иркабаево (40 дворов) – 200 десятин пахотной земли, 1100 лошадей, 930 голов КРС, д. Бараково (30 дворов) – 150 десятин, 200 голов лошадей, 400 голов скота.

Так что даже по сегодняшним меркам наши земляки жили зажиточно, имея по десятку голов лошадей и крупного рогатого скота. Особенно большим было поголовье живности у кунакбаевцев.

Центр волости

К концу 19 века Салжиутская волость окончательно переименовывается в Буринскую, с центром в Бурино. До 1917 года деревня была волостным центром со всеми атрибутами власти: управой, почтовой связью, земской больницей, где работал врач Николай Львович Тверединов, выпускник медицинского факультета Казанского университета.

В деревне имелись медресе и светская школа, мечеть, молокозавод, мельница и т. д. В 1820-50 годах управлял волостью Абдулхалик. После его смерти старшиной был назначен его старший сын Гатиятулла, мой прадед по матери. Умер он в начале XX века, возглавляя волость более 30 лет. За долгую безупречную службу был награжден царем орденом и поясом, украшенным драгоценными камнями, а также удостоен титула тархана. Нагрудный знак старшины хранится в музее Буринской средней школы. Пояс и орден к началу Великой Отечественной войны оказались утерянными. Видимо, были изъяты властями. Об этих событиях хорошо помнили сыновья и внуки Гатиятуллы: Ширвановы, Хидиятуллины, Гатиятуллины.

В 20-х годах XX века при Советской власти Буринская волость стала Буринским сельсоветом Аргаяшского кантона БАССР. В 1934 году Буринский сельсовет в составе Кунашакского района передан во вновь образованную Челябинскую область.

Из Буринской волости, позже сельсовета – как центра местной власти, очага культуры и образования вышло много государственных и партийных работников, педагогов, культработников, военных и сотрудников правоохранительных структур, не говоря уже о специалистах и работниках сельскохозяйственного производства.

Ж. Вагапова, селькор.

П. Ново-Бурино.

 

 

Яндекс.Метрика