Год культуры шагает по стране…

Елка главы IMG 7104

«Человек формируется именно в культурной среде или в «бескультурной». И от ее качества прямо зависит то, каким становятся, какими вырастают наши дети, как выглядит коллективный портрет общества»

В.В. Путин.

 

Президент РФ В.В. Путин 2014 год провозгласил годом культуры. Само слово культура в переводе с латинского языка на русский означает воспитание, образование, почитание. Культура – это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, истории, лингвистики, психологии, педагогики, экономики и т.д.

Общий культурный уровень общества налагает свой отпечаток на взаимоотношения людей, на отношения людей с природой. Здесь мы имеем дело с культурой поведения, культурой общения, политической и экологической культурой, эстетической и музыкальной культурой.

А начнем мы свои заметки с культуры речи. Чаще всего под культурой речи понимают владение нормами устного и письменного литературного языка, умение говорить правильно. Правильность речи – только первая ступень речевой культуры. А вторая ступень культуры речи может быть достигнута лишь на основе высокой общей культуры человека, который понимает, что его язык – это показатель его духовного мира, нравственных качеств, образованности, воспитанности.

В установлении нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает такие черты характера, как вежливость и тактичность, уступчивость и принципиальность. Если кратко, то вежливость – это соблюдение приличий. А тактичность же предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры между отношениями людьми. Культура общения включает в себя и уважение к людям, доброжелательность, терпимость, деликатность, а также не навязывание своих вкусов, привычек и предпочтений другому человеку.

Одно из главных требований современного общества – это развитие межнационального общения. В ее основе должна быть гуманистическая концепция взаимоотношений народов на основе принципов доверия, равноправия и сотрудничества. Сейчас уже поставлена четко сформулированная задача – воспитание российского патриотизма, в котором сочетаются национальное и общероссийское самосознание гражданина многонациональной страны. Также предстоит серьезно потрудиться над разработкой проблем, связанных с историей культуры народов, межнациональными отношениями.

Влияние эстетического воспитания на формирование личности огромно. Изобразительное, театральное, музыкальное искусство, литература, природа окружающей среды приобщают человека к чувству прекрасного. Подлинное искусство учит людей гуманизму, дает им нравственную опору, облагораживает, выпрямляет личность, укрепляя достоинство. Например, об эстетической культуре семьи можно судить по тому, какое место в ее жизни занимает музыка и книги, посещение театров и музеев, кино.

Не менее важна для эстетического воспитания и культура домашних праздников. По этому поводу хочу привести свои наблюдения. Как мы проводим дни рождения детей? Усаживаем их за общий стол, наливаем в лучшем случае соки, газировки в кружки, в худшем – в бокалы, а то и рюмки и учим их чокаться «за здоровье». И все по-взрослому. Такие праздники выходят популяризацией алкоголизма, а не иначе. Но профилактика вредных привычек – это тема отдельного, особого разговора.

Один из показателей общей культуры – это музыкальная культура человека. По этому поводу великий педагог В.А. Сухомлинский писал так: «В раннем детстве особенно сильное влияние на внутренний мир ребенка оказывает музыка. В музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Главное – хорошо разбираться в музыке, уметь ценить ее и понимать, это одно из непременных качеств современного культурного человека».

Воспитанию прекрасного способствует и развитие у ребенка любви к природе и бережного отношения к ней. Нравственное, а значит, ответственное отношение к природе требует от человека не только добрых чувств и намерений, но и умения воплощать их в поступках. А для этого нужны экологические знания, экологическая грамотность, культура всего населения.

Воспитание культуры потребления – очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается в том, чтобы добиться гармоничного развития духовных и материальных запросов. Еще одни великий педагог К.Ф. Ушинский считал, что богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности личности. В.А. Сухомлинский же говорит, что воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных.

А культура питания? Это тоже не праздный вопрос. Культура питания – это не только чистый стол и посуд, не только умение держать вилку и ложку. Это, прежде всего, рациональность питания, правильный режим. Культура питания – важное условие хорошего здоровья, высокой работоспособности взрослых, нормального развития подростков и детей.

Дл я достижения целей самосовершенствования, согласия с самим собой, устранения плохих привычек, управления своими эмоциями потребуются определенные изменения мышления, более глубокое осознание самого себя. Чем выше культура мышления, тем более гибко и самостоятельно мыслит человек. Это значит, что он способен критически воспринимать информацию, не доверяясь слепо чужому мнению.

Среди понятий культуры есть такое составляющее, как нормы поведения. Они в свою очередь отражаются в понятиях мораль и нравственность. Это правила поведения для человека, начиная с детского садика, школы, университета и далее по всей жизни. И чем крепче моральные ценности, нравственные устои народа, тем крепче, сильнее государство.

Свои заметки о культуре я начал со слов В.В. Путина и завершить их тоже хочется высказыванием президента о том, что «…школа, дошкольные учреждения, университеты должны воспитывать личность, учить критически, самостоятельно мыслить, четко проводить грань между добром и злом, а не просто передавать информации. Важнейшая задача образования – формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение».

Н. Ижбулдин, ветеран-педагог, селькор.

д. Ибрагимово.

 

This site is protected by wp-copyrightpro.com

Яндекс.Метрика