Лошадь – животное святое

2014 год по восточному календарю является годом лошади. Этим сказано очень многое. С древнейших времен лошадь для скотоводов-кочевников была культом для преклонения. Это можно объяснить тем, что с приручением, одомашниванием лошадь стала неотъемлемой частью нормальной жизни древних кочевников. Благодаря лошади у родов и племен в образе жизни произошли разительные перемены, появились новые возможности для развития производственных отношений. Это было достижением для древних степных, кочевых цивилизаций. С появлением в древнем скотоводческом хозяйстве лошади ускорилось в обществе поступательное движение вперед…

   Вскоре у древних людей появилось и колесо. А оно не могло не появиться после лошади. С колесом практически одновременно возникли повозки, телеги. Все это в хозяйственном плане означали целую революцию в жизни древних кочевников на просторах от Карпат до Байкала.

   Впервые лошадь была приручена в степях Южного Урала примерно 10 тысяч лет назад. Тогда этот край изобиловал несметными табунами диких коней, парнокопытных животных. Почти одновременно с лошадью была одомашнена и корова. И это стало второй революцией в хозяйственном укладе наших далеких предков. Появление крупного рогатого скота принесло людям новые продукты питания: молоко, мясо. Шкуры животных тоже шли на производственные и бытовые нужды. Степняки-кочевники много преуспели в переработке молока и мяса. Взять, к примеру, те же кисломолочные продукты: катык, айран, кумыс, которые в себе несли не просто питательные, но и лечебные качества.

   Не случайно человек с древних времен боготворил лошадь, слагал в честь нее гимны, любил и холил ее. О ней сочинены прекрасные песни, она присутствует в сказках, легендах, эпосах в прошлом кочевых народов. У лошади имеется более двух десятков отличий по масти и по возрасту. Ни одно другое домашнее животное больше не удостаивалось такой высокой чести.

   Вы только посмотрите, как человек воспевал своего коня. К примеру, в изображении богатырского коня сочетаются реалистические и сказочно-мифологические элементы. Конь Акбузат из башкирского эпоса и в огне не горит, и в воде не тонет. А ударами копыт он может сокрушить горы, рассечь моря. Он на небе родился и на небе вырос. И когда Акбузат скачет по земле, то поднимается такая буря, что скалы обрушиваются и реки вспениваются. Все это отражено в эпосе «Урал-батыр» и других башкирских сказаниях.

   Святая лошадь и в близкое к нам время, особенно, в начале прошлого века пользовалась превеликим уважением и любовью народа. Крестьянин в то время просто не мог представить свою жизнь без лошади. С тех пор у башкир сохранилась поговорка: «Ир канаты от булыр». Что в буквальном смысле означает: «Крылья мужчины – его конь прекрасный». Видимо, более точно и сказать было нельзя!

   Позже и при колхозах почти все виды сельскохозяйственных работ выполнялись на конной тяге: пахота, боронование, косьба хлебов и сена, а также все транспортные работы. Оставалось поголовье лошадей и при совхозах, но сузился круг деятельности с их участием. Почти на всех видах работ их заменили трактора. А гужевой транспорт применялся в ограниченном количестве лишь на фермах крупного рогатого скота. С практической же ликвидацией сельхозпроизводства на селе не стало и лошадей.

   Интересно бы знать, сколько было в нашем краю лошадей до 1917 года? Вот данные по ревизской сказке (переписи) по деревне Кубагуш. Сын основателя деревни обрабатывал 150 гектаров пашни. Пользовался жатками, лобогрейкой, молотилкой, сортировкой и другими сельхозмашинами. В хозяйстве его было 50 рабочих лошадей, около 100 голов крупного рогатого скота.

   В среднем по волости, по данным тех же переписей, на двор приходилось от 5 до 32 лошадей, от 7 до 52 голов КРС, от 3 до 16 овец. Дата ревизии 1899 год. Питались люди почти только кисломолочными продуктами, мясом. Но были и исключения. Так, бай деревни Арыково на удивление всем посадил большой фруктовый сад, где выращивал диковинные ягоды и фрукты.

   К большому сожалению, все это давно кануло в лету. За сто лет крестьян отучили не только от чувства хозяина своей земли, но и работать на ней. Зато научили пить, курить. И вместе со святой лошадью потерялся и сам мужик.

                                                                                      А.И. Исхаков,

ветеран труда.

                                                                                                                 г. Челябинск.  

    

Яндекс.Метрика