ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА ИЛИ ЭТНИЧЕСКАЯ?

История татар башкир

Очерк о кунашакских и аргаяшских башкирах, татарах, мишарах и     русских

   Слово «этнос» понимают как нацию. Но нация это поня­тие присущее, в первую очередь, государственного типа: в Китае, к примеру, живут китайцы, во Франции — францу­зы и т.д. Но в Китае и во Франции, как и во всех других государствах, этнос, как нация, различается по месту жи­тельства, родом занятий, особенностям и языка и т.п. Так, и в России различают русских по языку (говору): север­ных, южных, окающих и акающих; по месту жительства: уральцы, сибиряки, поморы, волжане и т.д.

   Ученые также различают группы внутри этноса — на­ции. Это этнографическая группа, к примеру, горные башкиры, северо-западные башкиры. И здесь появляется спорный момент относительно башкир Кунашакского и Аргаяшского районов Челябинской области, которые яляются северо-восточной, зауральской группой народа.

   Понятие же этнографической группы башкир основы­вается на понимании по характерным признакам внутри Башкортостана, т.е. понятие этнографической группы к северо-восточным башкирам не подходит, так как наши и другие: юго-восточные, юго-западные территории рас­селения башкир, — находятся вне основной территории Башкортостана.

   Кунашакский и Аргаяшский районы Челябинской области, как и Сафакулевский и Альменевский районы Курганской области, подходят под другое понятие: этническая группа. Это группа проживает вне основной территории населения народа, но в пределах одного государства.

   Есть еще одна группа — это национальная группа, что проживает за пределами государства компактной груп­пой, типа колонии или квартала.

   По территориальному признаку, по языковому и куль­турному, психологии, быту и брачно-родственным при­знакам мы отличаемся от башкир Башкортостана. В чем основные причины отличия? Территориальная. Мы — эт­ническая группа среди территории Челябинской области, относящейся к великому русскому государству.

   Почему так? А потому, что не выполнено соглашение от 14 июня 1922 года, основанное, в свою очередь, на согла­шение от 23 марта 1919 года между Башкирским прави­тельством и правительством Советской России, когда тер­ритории теперешних Кунашакского и Аргаяшского райо­нов, получив статус кантонов (для всех северо-восточных башкир), вошли в состав многократно перекраиваемых административных единиц Советской России, позже СССР, что сохранилось и поныне. В принципе это результат по­литического решения: «Так решил товарищ Сталин».

   Пунктами №46 соглашения от 23 марта 1919 года и №74 соглашения от 12 июня 1920 года решено: ликвиди­ровать Уфимскую губернию и образовать с включением уездов: Златоустовского, Уфимского, Бирского, Белебеевского БАССР (Башкортостан). Из состава Челябинской гу­бернии включить в состав БАССР из Миасского уезда во­лости: Тургоякский, Сыростанский, Миасский и г. Миасс, район горы Магнитной. Еланский кантон БАССР вклю­чить в состав Челябинской губернии. Все изменения о переходе территорий в состав Башкирии из Челябинской губернии заключены соглашением в августе 1922 года. Документы подписывал М. И. Калинин.

Как видим из текста документа, весь западный выступ горной части Челябинской области должен был войти в состав БАССР, включая и наш район.

   В книге «Кунашак — земля предков» в статье «Из истории создания нашего района» сказано: «До октября 1917 года на территории Кунашакского района было 7 волостей, административно подчиненных Шадринскому и Екатеринбургскому уездам Пермской губернии: Буринская, Баш киро-Течен екая, Тюляковская, Усть-Багарякская волости Шадринского уезда; Карабольская, Кульмяковская, Саринская волости — Екатеринбургского уезда».

   Это не совсем так и неполно. В Екатеринбургском уезде была еще Куяшская волость. А в Челябинском уезде Орен­бургской губернии были Султаевская волость с деревня­ми Нугуманово, Тляукаево (Кузуево), Сураково, Каипкулово, Муртазино, Мансурово, Саккулово, Султаево, Каракаево, Этимганово, Малое Султаево, Кузебаево, Токузбаево, Илимбетово, Мамаево.

В итоге на территории района было 9 волостей. А в 1918 году их стало 13. Добавились Аминево, Кунашак, Байбускарово, Кунакбаево.

   По карте Ахмеда-Заки Валидова, составленной 27 нояб­ря 1917 года, территория нашего района входила в состав Башкирии. Златоустовский уезд и западная часть Троиц­кого уезда, северо-западная часть Челябинского уезда и юго-восточная часть Екатеринбургского уезда тоже были в составе БАССР. То есть, на этой карте наш район не отрывался от этноса — нации, из этнографической группы не превра­щался в этническую группу, которая ниже рангом в клас­сификации этноса-нации.

   По договоренности с правительством большевиков в марте 1919 года в восточной части Башкирии были созда­ны 8 кантонов. Наш район входил в Аргаяшский кантон, в котором до 1917 года насчитывалось 18 волостей: Троицкого уезда — Хырзинская (Сырзинская); Челябинского уезда — Мавлютовская, Мухаметкулуевская, Метелевская, Чирлинская, Султаевская; Шадринского уезда — Аминевская, Башкиро-Теченская, Кунашакская, Тюляковская, Буринская, Байбускаровская, Усть-Багарякская, Кунакбаевская; Екатеринбургского уезда — Саринская, Карабольская, Кульмяковская, Мякотинская. Карты разделения террито­рий с 1919 по 1924 годы не имеются в наличии. Непонят­но, в состав какой волости входила Куяшская волость, которой в списке 18 волостей нет.

   К августу 1924 года Аргаяшский кантон оказался изо­лированным от основной территории Башкирии. А при укрупнении из 18 волостей в его составе осталось лишь шесть волостей: Аргаяшская, Мухаметкуловская, Губерн­ская, Кунашакская, Карабольская и Буринская.

                      Аргаяшский кантон в 1917—1930 годы

   При соглашении между центральным правительством Советской России и Башкирским правительством от 20 марта 1919 года в составе Малой Башкирии насчитыва­лось 13 кантонов. Но 5 кантонов Оренбургской губернии испарились, так как территория Башкортостана граничи­ла с Казахстаном (тогда Киргизией). Карагандинский уезд входил в состав Башкирии.

Столица Башкирии перешла в Стерлитамак, а Оренбург стал столицей казахов до 1926 года, после чего ее перенес­ли в Кызыл-Орду, а затем в Алма-Ату.

   А земли указанных выше пяти кантонов достались Со­ветской России, а взамен Казахстану были отданы другие территории. А в восьми кантонах БАССР осталось 110 во­лостей, по 5-35 волостей в каждом. Здесь необходим исторический экскурс в XVI век. В 1580 годах около 800 казаков поселилось на Яике, но рука царя добралась и до них. Кое-кого повесили, кое-кого по­садили в острог, но до конца Борису Годунову разобраться с яицкими казаками не удалось. Наступило смутное время с чехардой Лжедмитриев, боярской властью.

    Наконец, к 1613 году, к избранию на трон Михаила Романова, все стало на свои места. Казаки, естественно, в том числе и яицкие, участвовали в «смутах». Но послед­ние обратились к новоизбранному царю с челобитной о том, чтобы Московский самодержец дал им грамоту на Яицкое местожительство, так как, мол, прежний документ во время смуты сгорел. В 1620 году царь дал грамоту каза­кам на владение рекой Яик (Уралом) от истока до устья.

   До истока Яика казаки не смогли пробиться, не дали башкиры. Но от Яицкого городка (Уральска) и ниже до Каспия они закрепились, так как «чистых» башкир там было мало.

    О башкирах Кунашакского района, как об этнической группе

   Итак, из всего вышесказанного вытекает, что башкиры нашего района есть этническая группа башкирского на­рода. Внутри района башкиры составляют почти 50 про­центов населения, т.е. они — титульная нация, а точнее, — этнос.

    Этнографическая группа имеет, обязана иметь весь спектр прав, прописанных в декларациях ООН. Этничес­кая группа не имеет и не должна иметь всех прав, так как в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Но при взгляде на образ бытия населения района видно, что нарушаются многие права башкир. И прежде всего, в культуре, а также в языке, образовании.

                                      Теперь о статусе татар

   Этнических татар в районе мало. Их основа в этносе булгар. До 1930 года по переписи населения татар в райо­не было не больше 300 человек. А перепись 1936 года дает уже 17 тысяч татар. Такое их количество в нашем районе, и не только, появилось по воле Сталина, которому «уче­ные» угодливо предоставили «тео­ретическую» основу. И получилось, что у мишар этнос есть, а национальности нет. А у татар  этноса нет, а национальность есть…

   Русских в районе надо считать этнографической груп­пой, так как они на «своей территории». Как и русских всего Урала в целом по отношению к русскому этносу — нации, являющихся этнографической группой, т.е. полно­кровной.

                                                                                            Т. Загретдинов, историк.

                                                                                            д. Сураково. 

Яндекс.Метрика