День учителя России: В школе работают не просто за зарплату –

 

Ирина Соловьева

Ирина Соловьева — учитель русского языка

и литературы Кунашакской средней школы

 

 

 

это образ жизни – быть учителем

    Учителя – они разные: добрые и злые, умные и не очень, мрачные или с чувством юмора, счастливые или несчастные, оптимисты и пессимисты и т.д. Словом, они – как мы, но – другие.

     Им многого нельзя в жизни из того, что можно нам – не учителям. Потому что мы же и скажем в случае чего: смотри-ка, чего вытворяет, а еще учитель! Уж так исторически сложилось, что им приходится всегда держать себя в определенных поведенческих и этических рамках. Поэтому им сложнее жить, чем нам.

    А еще сложнее им, в отличие от нас, нести свою службу. Одно дело, когда ты находишься «под прицелом» только своих коллег, которые оценивают тебя со знаком плюс или минус. Совсем другое дело, когда учитель ежедневно подвергается оценке и  коллег, и своих учеников. Каждый ученик в школе имеет свое личностное отношение к конкретному учителю, кстати, так же, как и их родители. Попробуй-ка заполучить хорошую оценку у десятков, а то и сотен (например, в Кунашакской школе) учеников, у их родителей!  Что ни говорите, это очень тяжелый труд – быть учителем.

    Когда мы нашим «личным» детям помогаем делать домашние задания, мы нередко психуем: ну как ты не понимаешь, что дважды два – это четыре?! Что уж говорить о труде учителя, задача которого довести знания до каждой в классе головушки. И ведь доводят! Для меня, например, это непостижимо – как они это делают?!

***

   

    Накануне Дня учителя я обратилась к директору самой большой школы в районе – Кунашакской, Розе Жавдаровне Сайдуллиной с просьбой порекомендовать для беседы с журналистом интересного учителя. Она с ходу назвала Соловьеву Ирину Касимовну, учительницу русского языка и литературы.

    «Это своеобразный человек,- сообщила Роза Жавдаровна,- она умница, проводит интересные уроки, любит природу, у нее получаются шикарные заготовки на зиму, а какая она рукодельница!». Директор оказалась права – мне было интересно общаться с Ириной Касимовной.

    В самом начале беседы Ирина Касимовна заявила, что она – далеко не идеальная кандидатура для интервью. «Не в моих правилах нахваливать себя,- говорила она,- скорее, я слишком самокритична, требовательна к себе, постоянно сомневающаяся. Наверное, я неудобный человек: говорю, что думаю, делаю по возможности, что считаю нужным или как считаю должным. Да, имею свое мнение, не всегда совпадающее с общепринятым. Не умею льстить. Не могу мириться с хамством и предательством».

    Педагог Соловьева уже 20 лет работает в Кунашакской средней школе, в которой в свое время и училась. И, как она сама говорит, половина ее жизни – это школа. Ирина Касимовна считает, что учителя работают не просто за зарплату,  «это образ жизни – быть учителем». По отношению к реформам, проводимым в образовании, Ирина Касимовна тоже имеет свой критический взгляд. «Я отношусь к тому поколению, которое получило дореформенное образование,- говорит она. Я наивно думала, что самое главное в моей работе – дети, а оказывается – работа с документами! Бумаги, бумаги, плюс – в электронном виде. За отчетами детей не видно. Но, когда идешь к детям, все обиды оставляем «за кадром». Я очень люблю свою профессию».

    Ирина Касимовна говорит, что дети ее и вдохновляют. «Мои ученики – это тоже мои дети,- считает учительница,- они разные: усидчивые и попрыгунчики, веселые и грустные, серьезные и «приколисты» по жизни. Значительную часть жизни мы проживаем вместе. Вместе набираемся жизненного опыта, познаем мир, размышляем, ссоримся и миримся, расстраиваемся и смеемся, учимся побеждать, и проигрывать – тоже. Это мои ученики активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, проектах, соревнованиях. Они несколько лет подряд становятся дипломантами международной олимпиады по основам наук, ежегодно участвуют во всероссийской игре «Русский медвежонок – языкознание для всех», попробовали свои силы в международном конкурсе по русскому языку «Еж», одержали победу во Всероссийской олимпиаде «Знатоки русского языка», стали лауреатами Третьей Всероссийской ЕГЭ-олимипиады по русскому языку.

    Вместе с ребятами мы работаем над проектами. Наиболее интересные и масштабные – «Хлеб – всему голова», «Стихи и песни о Великой Отечественной войне», «Пословицы и поговорки, живущие в моей семье». Это один из современных методов работы, где ученики могут проявить свои способности. Кто-то любит собирать материал, исследовать его, кто-то умеет красивые презентации готовить, другие поют, читают стихи, готовят конкурсы, оформляют стенгазеты, листовки для стенда. Ребята работают с увлечением, каждый находит что-то интересное для себя. А это самое главное».

    Коллега Соловьевой, русовед Рамиля Гарифовна Хайретдинова, отметила, что Ирина Касимовна – очень творческий человек, она умеет увлекать и вовлекать детей во всяческие конкурсы. Поэтому в них участвуют все 100% учеников ее класса, тогда как из других классов – по 3-4 ученика. А другие коллеги Соловьевой, Флюра Зайнулловна Нигматуллина и Нажия Кираматовна Хакимова, особо отметили, что Ирина Касымовна – очень грамотный человек, широко эрудированный, знающий законы.

    Наверно, таковым и должен быть современный учитель – профессионалом своего дела и интеллектуалом. Остается добавить к далеко не полному портрету Ирины Касимовны, что вне школы она – прекрасная и очень аккуратная хозяйка дома, умеющая вкусно готовить, шить, вязать, чему обучила и двух своих дочек. А еще у Соловьевой есть увлечение, в котором участвует вся ее семья: при любой возможности они выезжают на организуемые турфирмами туристические тропы Урала. «Я патологически влюблена в свой Урал, констатирует Ирина Касимовна,- и считаю, что мы должны знать место, где живем, и видеть красоты своего края».

Яндекс.Метрика