Топонимика: О наименовании поселений

деревня Аминево 3301

Они несут в себе значения древней лексики

   Топонимия изучает значение наименований. В этом плане все наименования происходят от местного населения и бытуют они до тех пор, пока оно существует. Местное население в определенное время может исчезнуть, уйти, раствориться среди пришельцев, но и тогда по своим физико-географическим параметрам на любом языке топоним будет охарактеризован согласно своему образу: гора, равнина, река, озеро и так далее. Но поселения, естественно, люди называют по предметному содержанию: дом. хутор, заимка, село, деревня, стоянка и так после. И данные топонимы сохранятся, пока кто-то помнит о них или же они останутся в письменных источниках исчезнувших народов. В этом плане топонимия на территории с башкирским населением ограничено по времени: это вхождение башкирских племен в состав Московской Руси. Таким образом, по идее евроцентризма, до сих пор неисторический народ стал историческим. До этого башкиры, как перекати поле, где только не кочевали.

 

   В ойконимии, ее можно определить как общественную топонимику, мало видно работ, публикаций по проблемам собственно топонимики. Ойкос – дом на древнегреческом языке. И отсюда же выходят: экономика, экология, экосистема и т. д. Ученые Асфандияров, Хисаметдинова дали список башкирских поселений, в основном, с 16-го века. А что было до этого?   

   Ф.Г. Хисаметдинова в книге «Башкирская ойконимия XVI-XIX вв.», Уфа 1991 г., с.119-120 упоминает поселения XII-XVI веков, но также высказывает предположение о существовании поселений с VIII века, то есть задолго до прихода монгол. Она пишет, что еще ибн Русте (это 903-912 годы) отмечал наличие зимних стоянок по берегам рек и стационарных поселений на территории подвластной Волжской Булгарии. (Хвельсон Д.А. «Известия о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах». Журнал министерства народного просвещения. СПб. 1868 г.№12.с.669.)

   Ученые различают несколько  стадий кочевья. На первой кочевники находятся в бесконечном, непрерывном кочевье. Во второй — наступает полукочевой образ жизни. Само полукочевое хозяйствование, в свою очередь, делится на два этапа: куренное, основанное на родственных отношениях, и аильное, объединяющее не только родичей. На родовой территории появляются более или менее стационарные поселения типа: кыштау – зимняя стоянка, яйляу – летнее кочевье, кюзляу и язляу – соответсвенно, осеннее и весеннее стоянки. К ним затем прибавляются слова: аул, юрт, ил – деревня, дом, страна, а также родовые названия: айле, табын, катай, сальют и т.д. У нас в районе и, вообще в Челябинской области, можно обнаружить подобные названия, но только совершив исторический экскурс. До сего дня топонимы типа: Терсяк, Тубан аул, Аю Сынгрян и так далее,- не сохранились.

   Но нас интересует пробел, указанный Ф.Г. Хисаметдиновой, о недостаточной разработке тюркской топонимики в работах общетюркского характера. (Мусаев К.М. «Лексикология тюркских языков». М. 1984 г. изд. «Наука»). Полагаю, что даже в нашем районе имеется несколько пунктов со старотюркским или древнетюркским наименованием. К примеру, Ямантаево (Манатау, Манатово). Нужно учесть, что уже в переписи 1920 года эта деревня записана как Ямантаево. ( «Населенные пункты Башкортостана». Уфа. 2002 г. с. 16). А Хисаметдиновой на странице 179 записано Манатово (Ямантай. 1775 г.), то есть, это уже ойконим, который оформлен по-русски, не Манатау, как звучит по-башкирски. К слову, название села Курманово происходит от имени Курман. Но откуда имя это и что означают части слов: манн, кур, тау,- мы узнаем из древнетюркской лексики. Здесь необходимо дать уточнение: название деревни Мансурово, хотя и имеет в части слова «ман», является словом арабским, и нельзя его путать с древнетюрским «ман». Слово «мансур»  производное от слова «ансар», означающим помощник. Приставка «ма» в арабском языке придает корням слов значение места действия. К примеру, ма-сджит (мечеть)- место поклонения Всевышнему, ма-ктаб (школа)- место, где пишут и т. д. И есть еще деревня Нугуманово (Салимово) у Хисаметдиновой Ф.Г. в указанной выше книге на странице 185 под №1370, где в скобках помечено Субина.

   А теперь дословный перевод из сборника «Ядкар» («Памятка») М. Уметбаева, выпущенного в Уфе в 1984 году, где на странице 199 в статье «Материалы по городу Уфе» говорится: «По обоим берегам реки Ак-Идели есть следы древних крепостей с когда-то общими, а теперь отдельными (одиночными) наименованиями. Их еще много, этих наименований на старом башкирском языке. И от соврменного башкирского языка они показывают большое различие. К примеру, от слов тау или таг, ман производились названия Карлыман. Оло Ману, Кесе Ману, Манашты как от наименования гор (тау). Значит, нименования этих крепостей несут в себе значения древней лексики, а точнее- значений.

   Что же означали слова «тау, ман, кор, субина» в те далекие времена, о значении, смысле которых мы можем догадываться. Если «тау» — гора, а «кор» — нечто построенное, то, что означает «ман»? Со словом «субина» все ясно, ему около 2-х тысяч лет, а может и более. Его вы найдете в наименованиях мин-башкир (Чуби-мин и т. д.), и в «Шахнамэ» Фирдауси, где оно обозначает «область, по-башкирски «тобак».

   Слово «ман» означает селение, и его мы видим и в Тюмени, и в Тамани, хотя в другом значении « 10 тысяч». А древности они есть крепости. Потому «Дагестан» –  это «страна крепостей». В наименовании «Курман» слились древнее слово «ман» и средневековое слово «кур» или «кор», все вместе означающие «строение плюс строение». А в Манатово произошла перестановка: «тау ман», то есть, «укрепленное строение» на «строение укрепленное».

   Если следовать всемирно-историческому подходу при изучении  истории, то древность начинается Римом в 476 году нашей эры. Значит, слово «тау» имело в древности значение «укрепления», а «ман» — «селения, строения». А как они дошли до нас? В данной статье сделана попытка уяснить значение слов, то есть, этимологию слов.

                                                                                                                        Т. Загретдинов, историк.

                                                                                                                         д. Сураково.  

Яндекс.Метрика