Шайхзада Бабич

Ш Бабич 392

Морозным и снежным днем 15 января 1895 года в добротном двухэтажном доме, что стоит на самом берегу речки Куаш, принадлежащем семье мусульманского священнослужителя в богатом башкирском селе Асян Бирского уезда, имама второго махалля Мухаметзакира Бабичева появился на свет долгожданный младенец. Первенцу дали имя Шаихзада. В зажиточной семье имама позднее еще будут дети (пять сестер), но наследник будет один. Домочадцы, особенно отец, будучи одним из просвещенных людей своего времени не только в уезде, но и в крае,- души не чаяли в мальчике.

 

   Несмотря на вольный воздух и обеспеченную жизнь, богатырем Шаихзада не стал. К пятнадцати годам это был среднего роста застенчивый юноша с прекрасной поэтической душой, чутко реагирующий на чаяния родного народа. Чтобы лучше узнать жизнь кочевых людей, каковыми до недавних пор еще были и башкиры, он уезжает в Тургайские степи Казахстана. Там он живет среди простых казахов, обучая грамоте их детей. Собирает казахский фольклор, который близок с башкирским устным творчеством, как и сами эти народы.

 

   Вернувшись на родину, Шаихзада поступает в медресе Галия, одно из лучших учебных заведений Уфы того времени. Стремясь служить своему народу, нести ему знания, он выбирает преподавательское поприще. За годы учебы Шаихзада активно занимается в литературных и музыкальных кружках, интересуется новинками техники.

   В медресе он знакомится с таким же, как и он сам, юным поэтом Абдулхаем Иркабаевым, нашим земляком, уроженцем деревни Серкино. Абдулхай Иркабаев позднее разделит трагическую судьбу Бабича. А пока они молоды, полны сил и энергии, стремятся служить башкирскому народу.

   Первая мировая война и связанные с ней события находят свое отражение в творчестве поэта. Шакирды (студенты) медресе горячо обсуждают происходящее в России и в мире.

   Назревают перемены в общественном сознании. Окончание учебы в 1916 году приходится на разгар мировой бойни. У Шаихзады складывается негативное отношение к войне. Получив направление на работу в город Троицк Оренбургской губернии, он, молодой учитель, начинает интересоваться национальным движением. Последовавшая вскоре февральская революция круто меняет судьбу Ш.Бабича, как он стал именовать себя с этих пор.

   В августе 1917 года он окончательно определяется со своим политическим выбором: главное в жизни – интересы башкирского народа. Ему импонируют политические взгляды молодого башкирского лидера Ахметзаки Валидова, его соратников: Абдулкадира Инана, Шарафа Манатова и других деятелей башкирского национального движения. Зная силу печатного слова, Шаихзада занимается выпуском листовок, используя при этом свое поэтическое дарование. Много пишет стихов, посвященных своему народу.

   С образованием Башкирской автономии он входит в состав Башкирского правительства. Роль поэта в правительстве в те дни была невелика, но сила воздействия его стихов на массы была огромна!

   В этот период А. Валидов вел переговоры с Центральным правительством Советской России о переходе башкирских войск на сторону красных. Спасаясь от приближающихся белогвардейских войск, Башкирское правительство перебирается из Темясово в Мраково.  В сумятице гражданской войны расстрел якобы подозрительных лиц без суда и следствия был весьма распространенным явлением. Коим с большим успехом пользовались как белые, так и красные. Так случилось и с группой технических работников, сопровождавших типографию Башкирского правительства. Среди них были Шаихзада Бабич и Абдулхай Иркабаев. Часть людей избежала казни, а молодые поэты погибли от рук красноармейцев Смоленского полка. Это злодеяние было совершено 28 марта 1919 года. Произошло это в селе Зилаир. Тела Бабича и Иркабаева неделю пролежали не захороненными. И только белые совершили этот скорбный ритуал.

   За годы Советской власти отношение к Бабичу и его творческому наследию менялось от полного забвения до признания его поэтического таланта. С 60-х годов XX века издавались сборники его стихов как на башкирском, так и на русском языках. Последняя книга стихов поэта вышла в Уфе в 1991 году под названием «Синие стихи».

   Народ хочет знать правдивую историю жизни своих славных сынов. Профессор БГУ М.Ф.Гайнуллин в 1989 году выступил с инициативой о сборе достоверных сведений о жизнедеятельности Ш.Бабича. Так, в 1990 году была создана инициативная группа по решению данной задачи, которая проделала огромную работу в поисках истины.

   Мутал Рямов в те годы являлся студентом последнего курса БГУ и подключился к этой деятельности. Итогом стала его дипломная работа под названием: «Последние сведения о Шаихзаде Бабиче». По данным, собранным инициативной группой, на ГТРК «Башкортостан» была подготовлена передача «Память о Бабиче», куда вошли и сведения, добытые М.Рямовым.

   Были найдены и опрошены свидетели гибели поэта, определено место его захоронения. Во всех этих делах была значительна помощь и участие молодежи села Зилаир. Последовало предложение о создании памятника Ш.Бабичу, который был открыт весной 1993 года. Сейчас рядом с памятником высится красивая мечеть.

                                                                                                             М. Хабиров, краевед.

Яндекс.Метрика