Башкиры

Башкиры 3900

В легенде о происхождении народа переплелись вымыслы и реальные факты

   19 и 20 века внесли свои коррективы в развитие национальных культур: на смену традиционным предметам быта пришел фабричный ширпотреб, на смену национальной одежде – европейский костюм. Но свое, национальное, не забывается и не отвергается. Оно бережно хранится и используется в самые важные моменты жизни. Хранителями реликвий национальной культуры являются музеи, в их числе Челябинский областной краеведческий музей.

   Однако и у них к началу 20 века многие из этих элементов стали исчезать. Именно в этот период в Челябинске начинается работа по сбору экспонатов для будущего музея. Как важно, что люди, стоящие у истоков музея, и прежде всего его организатор И.Г. Горохов,  поняли необходимость сбора этнографических материалов. Их усилиями в начале 20-х годов прошлого века были собраны наиболее интересные предметы, которые к тому времени уже не производились башкирами и выходили из употребления. К их числу относится кожаная посуда, некоторые образцы изделий из дерева, бересты и другие предметы.

   Среди таких предметов, несомненно, уходящих истоками в глубокую древность, находится берестяная детская колыбель – бишек. Впервые она с приложением рисунка описана в 18 веке И.И. Лепехиным: делалась колыбель «…из березовой коры, которую улаживают наподобие челна или лодки, укрепляя оную по краям таловым прутьем». С помощью полосок ткани младенец привязывался к люльке. А шнурок, приделанный к прутьям, позволял матери повесить колыбель через плечо, вместе с ней ехать верхом на лошади и даже в пути кормить ребенка грудью. Минимальный вес, простота изготовления, функциональная целесообразность, соответствие образу жизни и занятий населения – все эти качества традиционной башкирской культуры заключены в такой простой вещи, как детская колыбель.

   С сокращением поголовья скота и все большим переходом к земледелию потребность в таких вещах исчезла, их заменили другие разновидности. В начале 20 века бишек уже встречались редко. Не случайно в национальном музее Башкортостана такой колыбели нет.

   Хорошо развитое скотоводство, потребность выезжать на кочевки оказали решающее влияние на особенности быта башкир, начиная от типа жилища, кончая традиционной пищей, а также на развитие тех или иных домашних производств.  Так, у башкир не очень была развита обработка минеральных веществ, полностью отсутствовала керамика. Зато в обработке животного и растительного сырья они достигли большого совершенства.

   Как говорилось выше, главным богатством башкир были лошади. Они давали почти все, что необходимо было для жизни: мясо шло в пищу, из молока делали кумыс, сухожилия использовали для шитья, волос шел на изготовление веревок, кожа полностью утилизировалось на изготовление сосудов. При этом применялся уникальный способ выделки шкур, в результате чего получалась кожа твердая и непроницаемая для влаги.

   Сшитые из сырой кожи сосуды заполняли золой для придания формы и просушивали на ветру. Затем золу вытряхивали и снова просушивали, после чего сосуды ставили в специальные коптильни. Путешественник П.С. Паллас подробно описывает и сообщает, что коптильни для кожи по реке Миасс были почти  в каждом дворе. Коптильня устраивалась под землей и состояла из двух срубов. В первый, обмазанный глиной, клали топливо – гнилое дерево, через дымоход дым шел во второй сруб, где помещались сосуды. Кожа коптилась в течение двух недель, после чего приобретала необходимые свойства. После копчения сосуды сшивались конским волосом и наполнялись кислым молоком для удаления запаха дыма. В начале 20 века этот способ обработки кож сохранился в очень немногих местах, и только в Зауралье. Находящийся в коллекции музея сосуд – муртай, сшит из кожи передних ног лошади, он использовался для хранения и перевозки кумыса.

   Кроме кожаных сосудов, у башкир очень широко была распространена деревянная посуда: со вставными донцами и цельная, долбленая. К числу последних изделий относятся башкирские ковши – ижау, которые служили для черпания и разливания по чашам кумыса. Они имели плоскую продолговатую форму с чуть загнутым носком. Ручка вырезалась причудливой формы, напоминавшей птичью головку, ее «клюв» был крючком, за который ковш вешался на край сосуда. Чаще всего ковш вырезался из березового нароста – капа, отличавшегося плотной древесиной. Не имея особых украшений, ковш отличался такой изящной и совершенной формой, что являлся гордостью своего владельца.

   Большой гордостью богатых башкир были когда-то и ковровые пояса — кэмэр. Сами башкиры их не изготавливали, а покупали, причем очень дорого. За хороший пояс давали скакуна или две коровы. Были они из яркой ткани тонкой искусной работы, с медной или серебряной пряжкой с инкрустацией, дорогими бляхами с чеканным узором, в которые вставлялись драгоценные камни: агат, сердолик, бирюза и т.д. Такие пояса к началу 20 века сохранились в немногих местах за Уралом. В коллекции областного музея такая старинная и редкая вещь имеется.

   На основе подлинных предметов материальной культуры этнографическая экспозиция музея рассказывает о традиционных занятиях башкир. Ружье первой половины 19 века с ударно-капсюльным замком, пороховница с дробницей, охотничий капкан, острога для ловли рыбы соседствуют с инструментами для выделки кож, предметами для ухода за животными, сельскохозяйственными орудиями труда. Но центральное место отведено экспонатам, рассказывающим об особенностях быта и национальной культуры башкир. Среди них макет древнего жилища башкир – юрты. Ее внутреннее убранство делилось на две части: женскую, где готовили пищу, и мужскую, где ели, спали, принимали гостей.

   Безусловный интерес представляют национальные костюмы: мужской и женский. Неблагодарное занятие описывать все многоцветье национальных орнаментов, вышивок, аппликаций. Но об одном из колоритных женских украшений нельзя не рассказать.

   Это нагрудное украшение имеет название яга, которое произошло от башкирского слова воротник. Когда-то украшавшее шею женщину, оно вытянулось и стало полностью покрывать грудь женщины. Из национального костюма зауральских башкирок яга не ушла до сих пор. Свидетельством этому является образец, который датируется серединой 20 века. Это украшение изготавливалось из двойной простеганной материи, на которую нашивались сетка из кораллов и монет. Чаще всего на ягу нашивались старинные серебряные монеты. На яге, о которой идет речь,- советские монеты, относящиеся к периоду до денежной реформы 1961 года.

   Украшения, одежда, предметы быта, орудия труда – бесценные исторические свидетельства, рассказывающие языком музейной экспозиции о самобытной национальной культуре башкирского народа, которая заслуживает того, чтобы о ней знали сегодняшние поколения…

                                                                                                                 М.Хабиров, краевед.

                                                                                                                 г. Челябинск.  

This site is protected by wp-copyrightpro.com

Яндекс.Метрика