Месяц на чудо

Бескрайние земли Урала скрыва­ют в себе множество тайн и загадок, ставших основой для сказок Павла Петровича Бажова, собранных им во время путешествий из рассказов лю­дей, населявших горный пояс России.

Действительно, множество образов, знакомых с самого детства из сказов Бажова, встречаются в фольклоре ко­ренных жителей Урала. Герой сегод­няшнего рассказа — святой источник Аулия, расположенный на горе Ауштау, что в Учалинском районе Республики Башкортостан, не стал исключением

Согласно легендам, которых вели­кое множество, в 1258 году по торго­вому пути в те места пришел из Аравии странник-праведник Аулия. Он принёс на Урал мусульманскую веру, но за это… принял мученическую смерть. Узнав о приближении каравана, местные баш­киры, народ в то время дикий и агрес­сивный, напали на него, перебили всех путников, а праведнику отрубили голо­ву. Но каков же был их ужас, когда на следующее утро они увидели праведни­ка, поднимающего в лучах восходящего солнца на гору и держащего свою голо­ву в руках. Местные с почестями похо­ронили на вершине горы тело странника.

А вскоре неподалеку от могилы из-под земли забил родник. В честь праведника его назвали Аулия.

Другое предание гласит о том, что по тем местам шёл караван с чрезмерно шумными верблюдами, которые и на­пугали жителей. Подумав, что эти люди идут на них войной, местные вооружи­лись и напали на ничего не подозревав­ших путников. Но, увы, уже только по­том стало ясно — убитый глава каравана никто иной, как праведный странник аулия, по имени Рамазан. Вскоре прах путника был погребён на вершине горы, которая впоследствии была названа в честь города Оша, из которого пришёл караван, а люди увидели чудо — забил чистый родник.DSC09117

DSC09114

Потратив на путешествие около че­тырёх часов из наших краёв, каждый может заметить плавный переход с при­вычных лесостепей на горные местно­сти, с россыпью деревенских домишек, обосновавшихся в низинах, среди ко­торых множество давно уже покинутых хозяевами и пустующих. К сожалению, не только у нас в деревнях не остаётся жителей. Но, оказавшись на месте, по­нимаешь возможности туристического кластера: у самого подножья, недалеко от местной мечети, бойко идёт торговля.

DSC09118

Местные жители предлагают туристам как сувениры на память, так и кумыс, бузу и прочие продукты собственного производства, да ещё и национальные, а так же пустую тару для воды.

Пройдя ещё некоторое расстояние к вершине, находишь сам святой родник Аулия. Правда, узнаешь его по скопле­нию людей — как и с небольшими бутыл­ками, так и с огромными ёмкостями для воды из источника. Согласно поверьям, она обладает целебной силой: нормали­зует обмен веществ, повышает умствен­ную и физическую работоспособность, укрепляет иммунитет и замедляет про­цесс старения. Но главной его особенностью является то, что бьет он лишь один месяц в году, с мая по июнь. Ко­нечно, этому есть вполне земное объяс­нение об изменении уровня или объёма грунтовых вод с наступлением теплого времени года, но нежные краски весны, очарование самого места настраивают больше верить в предания, нежели фи­зику явления.

Вот уже много лет источник посе­щают тысячи людей, однако столь по­пулярным и широко известным он стал, согласно историям экскурсовода, толь­ко в 2009 году. До этого его посещали лишь жители близлежащих деревень и паломники, преодолевающие весь путь пешком.

DSC09124

Жаль, что в погоне за водой и суевериями сейчас люди подчас забывают о морали и этике, вы­казывая тёмные глубины собственно­го «я» в святом месте: набирают воду в неимоверных количествах, из-за этого ссорятся, толкаются. Но не будем зао­стрять на них внимание, а, набрав пол­ные карманы змеевика и яшмы, ваза из которой стоит даже в Эрмитаже, дви­немся в гору.

На протяжении пути, каждые 30-40 метров, расположены места для отды­ха, на которых можно перевести дух для дальнейшего штурма. Всего высота горы 646 метров, однако уже на середине пути сквозь верхушки деревьев открывается необыкновенный вид, заманивая предвкушением того, какая же панорама ожидает нас на самой вершине.

DSC09140

А уже наверху путешественники об­наруживают могилы трёх праведников: Шейха Мухаммета Мигнан Алуса, ого­роженную железным заборчиком, у края которого расположена плита с арабски­ми письменами, Аулии и Дивана. Кто-то предпочитает называть его Батыром, но, увы, время уже давно стёрло следы их погребения и мужественные поступки.

DSC09178

Однако даже тот, кого мало интере­сует религия или же легенды этих мест, может насладиться открывшимся видом на окрестности, в том числе и на озеро Аушкуль с её примечательным островом в виде сердца, по-настоящему отдохнуть от суеты будней.

Евгений Аюпов.
Фото автора.

Яндекс.Метрика