1300 км от Урмаевского селения Чувашии до Усть-Багарякского селения Челябинской области, но там и тут живут родные, цокающие мишаре…

«Цатыр-цытыр цапкан цакта, цитән аша цыккан цакта, цабата баум царт итте. Мунцадан цабынып цыккац , цәцәкле цәйнектән бал белән цәй эцтек» — именно так говорят мишаре Усть-багарякского поселения, Канашакского района Челябинской области, впрочем как и мы, жители селений Урмаево, Токаево, Шыгырданы, Долгий остров, Чичканы и др. татарские селения Чувашии.

По приглашению Главы Усть – Багарякского поселения Эльзы Рахимзяновны Газизовой и татарской общественности Челябинской области народный фольклорно-эстрадный ансамбль «Мишар» Урмаевского СДК Чувашской Республики, члены общественной организации «Национально-культурная автономия татар Чувашской Республики» съездили в гости к своитм цокающим мишарям и не только, многонациональному д.Усть-Багаряк, с концертной программой «Карван Мирас», заодно подписали договор о сотрудничестве. 1300 км в один конец, на комфортабельном автобусе посещая Татарстан, Удмуртию, Башкортостан, Пермский край и Челябинскую область совершили удивительную, познавательную поездку. Встретили жители Усть-Багарякского поселения очень тепло, распределили нас  по частным домам. Все лучшее нам, самое главное добродушное отношение, разные этнические угощенья, баня.

Ухоженный, реконструированный клуб, красивая сцена, команда волонтеров, работников поселения сделали для встречи с артистами и зрителями все, что смогли. Полон зал жителями Усть-Багаряк и близлежащими деревнями.

Ансамбль «Мишар» вез программу «Кәрван мирас”, специальная программа по этнике татар-мишар. Наверное, поэтому зрители с первой минуты встретили  тепло и трепетно. Кто-то плакал, кто-то не выдержав пошел в пляс, а кто-то ударился в ностальгию, смотри-ка разделяет нас тысячи километров, в тоже время исполняемые народные песни, этнические движения похожие наи песни и танцы усть-багаряковцев, именно так пели и плясали в старину. Мишаровцы оставили хорошую закваску, уверен, в дальнейшем их мы сможем увидеть на всероссийских татарских фольклорных фестивалях.  На первом фестивале “Урмай залида” коллектив художественной самодеятельности Усть-багарякского поселения участвовали на нашем международном фестивале “Урмай залида”, вот, с тех пор все участники трепетом , с любовью вспоминают тех урмаевских дней, они нас сильно полюбили, и стали настоящими фанатами ансамбля “Мишар”.

Незабываемые дни проходят  мгновенно, обе стороны никогда не забудут этих встреч. Они были искренними, познавательными, добрыми.

Если перелистать страницы истории можно убедиться, что оно имеет более ранние корни — деревни новая и нижняя существуют уже 300 лет,1956 году они были объединены в село усть-багаряк.

Предками усть-багарякцев историки считают беглых мишар, которые спасаясь от политики самодержавия покинули Сурско-Окское междуречье и перекочевали в Приуралье и Сибирь. Природа Кунашакской области пришлась им по душе. В деревне Новой были свои паяльщики-лудильщики, каменщики, печники и другие мастера. Более 100 лет назад здесь возник базар.

Предки усть-багарякцев были не только предприимчивыми, но и храбрыми. Император Александр Первый выразил им благодарность за «похвальное усердие Отечеству».Медалью «В ПАМЯТЬ ВОЙНЫ 1812 ГОДА» были награждены 16 человек.

Жители сельского поселения берегут свои реки и озёра, среди которых Большой Коклан, Маян, Куракли-Маян, и многие другие всего 15 водоёмов. А долина реки Багаряк-предмет особой гордости местных жителей находится под защитой государства как памятник природы.

По мнению историка, профессора Альберта Бурханова (уроженца села), перспективы развития связаны с полезными ископаемыми. Здесь значительные и удобные для добычи залежи глунита, они могут сделать Усть-Багаряк монополистом в отрасли. На левом берегу Синары 50-е годы 20го века геологи обнаружили песок, кирпичные и огнеупорные глины.

Издревле здесь обрабатывались золото, цирконий, титан. В последние годы большое значение имеет добыча гипса в Каринском разрезе.

Урал всегда славился легендами и сказаниями, связанными с малахитом, агатом, змеевиком…

На излучине Синары в двух км от Усть-Багаряка, лежит Махади-таш. По преданиям, святой Махади однажды спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. На камне остались следы босых ног и кумгана — свящённого кувшина. Камень долго хранил таинственный след, но со временем опечаток потерял форму. В засушливое время, рассказывают, святой камень, если помолиться, приносит долгожданный дождь.

Яндекс.Метрика