Ощущение наполненности верой – остается в душе мусульманина после хаджа

SAM_02682 декабря мусульмане всего мира праздновали день рождения пророка – Маулид-ан-Наби. В преддверии праздника о местах, где в свое время жил пророк, местах, в которые верующие со всего мира приезжают совершить хадж, рассказал нам имам-хатыб села Кунашак Руслан Шамсирахманович Фахрутдинов:— В этом году начало паломничества мусульман к святым местам, который, как гласит ислам, обещает им прощение всех грехов и вечное блаженство после смерти, выпало на 10 сентября. Согласно исламу, каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить это паломничество, связанное с жизнью пророка Мухаммеда.
Первый раз мне удалось совершить хадж в 1997 году, когда я еще учился в университете Аль-Азхар в Египте. Это был так называемый малый хадж (умра), который можно совершить не в месяц зульхиджа, а в течение всего года. Тот первый раз оставил в душе ощущение наполненности верой и вдохновил на то, чтобы побывать там не один раз.
Второй раз получилось побывать в 2014 году. Это уже был большой, так называемый Хадж Акбар — стояние на Арафате, которое в тот год пришлось именно на пятницу, что бывает раз в 12 лет. Тех, кому посчастливилось совершить хадж в это время, называют Хаджи Акбар, так как пророк совершал его тоже в пятницу.
И вот в этом году получилось побывать вновь.
Для мусульманина, если ему позволяют имущество и здоровье, выполнение этого обряда обязательно, это не просто интересное путешествие. В Коране специально прописаны правила, по которым нужно совершать хадж. «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа…» В современном мире хадж может совершать только совершеннолетний правоверный мусульманин, который должен быть юридически свободен и должен иметь достаточно средств, чтобы оплатить паломничество. Если человек по уважительным причинам не может совершить хадж, он может нанять мусульманина, уже совершившего подобное паломничество, который сделает это за него. Такого «посланца» называют «вакиль аль-хадж». Совершать хадж может как мужчина, так и женщина, однако женщина до 45 лет не может поехать в святые места без сопровождения супруга, отца или родственника. Мужчины и женщины отдельно проходят обряды во время хаджа, прикасаться к женщине в это время мужчине строго воспрещается.IMAG0634_BURST001
Во время хаджа человек отказывается от некоторых дозволенных для него в обычное время действий, ему необходимо войти в состояние «ихрама». При этом следует совершить ритуальное омовение. Затем паломник облачается в две новые одежды, умащивается благовониями, а потом совершает двухкратный намаз, проговаривая свою решимость выполнить все действия хаджа.
Утром 8 дня зульхиджи паломники направляются на Арафат. Это одни из самых лучших дней, там мы можем прославлять Всевышнего до заката. На девятый день совершается так называемое стояние у горы Арафат, где Мухаммед совершил свою последнюю проповедь. Стояние длится от зенита до захода солнца и сопровождается проповедью и молитвами. Десятого числа зульхиджи паломники направляются в долину Мина (где, по преданию, погибло войско эфиопского царя Абрахи), чтобы кинуть семь специальных камней в столб, символизирующий Иблиса — Сатану. Затем паломники совершают жертвоприношение, обривая голову и бороду, а женщины отрезают прядь волос. Эти волосы закапывают в долине Мина. С этого же дня начинается Курбан-байрам. Жертвоприношения и обряды продолжаются до 14-го зульхиджи, когда паломники выходят из состояния ихрама и получают почетный для мусульман титул хаджи.
После Мекки едем в Медину на могилу пророка, там же совершаем намаз. В Медине чувствуются благодать, умиротворенность, спокойствие. В одном из хадисов говорится: «Намаз в мечети пророка лучше тысячи намазов в любом другом, кроме мечети в Мекке, а намазы в Аль-Харам в 100 тысяч раз лучше».
Когда находишься в святых для нас местах, то задумываешься о пророке, о трудностях, с которыми сталкивались в те времена люди. В Каабе слезы наворачиваются на глаза от любви к Аллаху, смиренности. Там остро ощущаешь нужду в Боге. В это же время вся твоя мирская нужда не нужна, все становится проще. Кааба — это не просто черный камень, это дом Аллаха, который построил Ибрахим, — первую мечеть на земле. Построив Каабу, Ибрахим с сыном вернулись домой, однако каждый год посещали дом Бога и заботились о нем. После смерти Ибрахима в Каабу отправлялись его сын со своими детьми и внуками. Считается, что традицию хаджа восстановил пророк Мухаммед в восьмом году хиджры (630 год). Мухаммед очистил Каабу от идолов, разгромил языческие символы — снял картины со стен храма, ввел мусульманские обряды. Люди у Каабы идут против часовой стрелки, и при этом не обязательно дотрагиваться до самого камня, главное, — пройти семь кругов. В углу Каабы есть черный камень, который, по преданию, упал из рая. Изначально он был белым, но почернел от грехов человеческих. SAM_0271
После Медины мы отправились домой, но перед этим смогли испить святой воды источника «зам-зам». Раньше вода просто била ключом, сейчас облагородили место, направили воду в трубы, и через краны паломники могут набрать с собой 5 литров этой святой воды.
Несмотря на то, что хадж продолжается почти целый месяц, мы не испытывали больших проблем. Сложности преодолимы, ведь сегодня для этого есть специализированные учреждения, которые помогают в организации паломничества, собирают группы и отправляют по нужным маршрутам.
Кто был в тех местах однажды — хочет вернуться туда не единожды.

Записал
Эдуард Амиров.

This site is protected by wp-copyrightpro.com

Яндекс.Метрика